Как иммунная система справляется с множеством микробов в кишечнике

Кишечник - необычайно шумное место, где сотни видов бактерий живут рядом с теми микробами, которые случайно попали в ваш обед. Ученые уже давно подозревают, что иммунная система кишечника перед лицом такого количества стимулов использует нетривиальный подход к контролю популяции и защите от инородных захватчиков - штамповку неспецифических антител с широкими полномочиями, чтобы скосить всю лужайку без ущерба для кишечника.

Но теперь новые исследования, опубликованные в Nature, показывают, что местная иммунная система кишечника может быть достаточно точной, создавая антитела, которые появляются в качестве ответа специфической микробиоте.

"Считалось, что иммунная система кишечника работает как антибиотик общего назначения, контролируя каждого патогена", - говорит Габриэль Д. Виктора, иммунолог и заведующий лабораторией динамики лимфоцитов. "Но наши новые открытия говорят нам, что, возможно в этой работе есть намного больше специфичности."

Исследования показывают, что наша иммунная система может играть активную роль в формировании состава наших микробиомов. При столкновении с патогеном B-клетки попадают в зародышевые центры, где они "учатся" вырабатывать специфические антитела до тех пор, пока не появится одна B-клетка, точно настроенная на распознавание своей мишени с высокой эффективностью. Затем клон этих В-клеток-победителей реплицируется, чтобы создать массу клеток, производящих мощные антитела.

Ученые приступили к исследованию того, как эти B-клетки взаимодействуют с плавильным котлом разных видов бактерий в кишечнике, там где есть избыток потенциальных мишеней. Глядя на зародышевые центры, которые образуются в кишечнике мышей, они обнаружили, что приблизительно 1 из 10 этих зародышевых центров, связанных с кишечником, имели явных клонов-победителей. После этого они взяли в исследование выигравшие B-клетки и обнаружили, что их антитела действительно были предназначены для связывания с конкретными видами бактерий, живущих в кишечнике.

Полученные данные показывают, что даже в кишечнике, где миллионы микробов размахивают тысячами различных антигенов и борются за внимание иммунной системы, зародышевым центрам удается выбрать конкретных, последовательных победителей. "Теперь мы можем исследовать победителей и посмотреть на эволюцию в зародышевых центрах как на экологическую проблему, затрагивающую множество различных видов, по мере того, как мы пытаемся выяснить правила, лежащие в основе отбора в этих сложных средах", - говорит Виктора. "Это открывает совершенно новую область исследования".

Оригинальная статья: https://www.nature.com/article...