Joanna S. Brooke. Глобальное распространение мульти-резистентного штамма Stenotrophomonas Maltophilia

Колонии S.maltophilia

Штаммы Stenotrophomonas maltophilia встречаются в нескольких природных и связанных с человеком экосистемах. Бактерия долгое время считалась относительно беспроблемной, но в настоящее время считается одним из наиболее опасных патогенов, поскольку она часто вызывает инфекции и устойчива к ряду антибиотиков.

Эта устойчивость к антибиотикам может быть особенно опасной для пациентов с ослабленным иммунитетом или для пациентов с сопутствующими воспалительными заболеваниями легких, такими как муковисцидоз. Хотя почти любой орган может быть поражен, наиболее распространенными являются инфекции дыхательных путей, бактериемия или катетерные инфекции кровеносных сосудов. При уровне смертности, приближающемся к 70%, первостепенное значение имеет своевременное выявление и эффективное лечение инфекций S. maltophilia.

Международный консорциум, возглавляемый учеными Научно-исследовательского центра Борстель (Борстель, Германия), регулярно собирал в штаммы комплекса S. maltophilia, которые были идентифицированы как S. maltophilia с помощью масс-спектрометрии, матричной лазерной десорбции/ионизации (MALDI-TOF MS). Штаммы культивировали при температуре 37 °C или 30 °C либо в лизогенном бульоне (LB), либо в сердечно-мозговом бульоне. Исследователи секвенировали геномы 1071 штаммов. Библиотеки секвенирования следующего поколения (NGS) были построены на основе геномной ДНК с использованием модифицированного протокола Illumina Nextera и платформы Illumina NextSeq 500.

Ученые обнаружили, что комплекс S. maltophilia можно разделить на 23 типа с различными уровнями распространенности. Один конкретный тип распространён во всем мире и имеет самый высокий показатель распространенности связанных с человеком штаммов. Этот штамм "Sm6" также характеризовался наличием ключевых генов вирулентности и генов резистентности. Анализ также выявил несколько потенциальных вспышек заболеваний, связанных с генетически близкими штаммами, которые были изолированы в течение нескольких дней или недель в одних и тех же больницах.

Авторы пришли к выводу, что некоторые штаммы комплекса S. maltophilia связаны с больничными условиями и связанными с человеком инфекциями, причем штаммы Sm6 потенциально лучше всего подходят для колонизации или инфицирования человека. Штаммы этого типа выделяют по всему миру, они в потенциальных группах передачи от человека к человеку и, по прогнозам, обладают высокой устойчивостью к антибиотикам и дезинфицирующим средствам. Исследование было опубликовано 27 апреля 2020 года в журнале Nature Communications.

Источник:Clin Microbiol Rev . 2012 Jan;25(1):2-41