Бактерии кишечника связанны с аномалией кровеносных сосудов мозга

Новые исследования обнаружили связь между кавернозной ангиомой (КА), типом аномалий сосудов мозга, и составом микробиома кишечника.

Исследование также говорит о значении оси микробиота-кишечник-мозг, о связующем звене между бактериями в кишечнике и тем, как функционирует головной мозг.

Согласно существующим данным, КA - это тип аномального кровеносного сосуда в мозгу человека. Оценки показывают, что они есть у 0,5% населения. Из них 40% становятся симптоматичными, иногда из-за кровоизлияния в сосуды.
Симптомы могут включать головные боли, нарушения зрения, судороги или инсульт. Врачи могут контролировать КА с помощью частой магнитно-резонансной томографии (МРТ). Некоторым людям может потребоваться операция.
Ученые знают, что КА имеет генетический компонент, поэтому человек может унаследовать определенные генные варианты, которые делают развитие КА более вероятным.
Однако, недавние исследования на мышах показали, что микробиом кишечника также может влиять на КА. Микробиом - это коллективный ген приблизительно 100 триллионов микроорганизмов, в первую очередь бактерий, живущих в кишечнике человека.
Хотя ученые предположили связь между микробиомом кишечника и КА, более подробная информация о том, какой тип микробиома есть у человека с КА, отсутствует, и лишь в немногих исследованиях рассматривался этот вопрос.
Авторы исследования, опубликованного в Nature communications, хотели определить, какими типами бактерий обладают люди с КА, и коррелируют ли различные типы КА с различными микробиомами кишечника.

Для этого авторы настоящего исследования провели углубленный геномный анализ образцов стула 122 человек, по крайней мере, с одним идентифицированным случаем КА. Они сравнили эти образцы с контрольной группой, сопоставленной по возрасту и полу, у которой не было КА.
Исследование показало, что в группе КА было больше грамотрицательных кишечных бактерий, в то время как в контрольной группе было больше грамположительных кишечных бактерий.
Далее, исследование показало, что определенные типы кишечных бактерий были более распространены у людей с КА, принимая во внимания факторы, такие как пол, географическое местоположение или генетика.
Исследование также выявило, что кишечные бактерии у людей с КА производят больше молекул липополисахаридов.
Наряду с указанием связи между типами бактерий и наличием КА, исследование показало, что видовой состав некоторых кишечных бактерий может помочь определить, насколько агрессивным может быть КА.
Наконец, исследование показало, что анализ конкретного типа микробиома в сочетании с анализом плазмы крови может помочь врачам определить тяжесть расстройства.

Авторы пролагают, что дальнейшие исследования должны включать в себя более крупные группы пациентов и что может быть полезно рассмотреть влияние диеты на микробиом и, следовательно, на КА.
Несмотря на то, что исследование указывает на связь между микробиомом кишечника и КА, пока неясно, как именно они связаны.
Ось микробиота - кишечник - мозг находится в авангарде современных научных исследований и работа предоставляет дополнительные доказательства важности отношений между кишечником и мозгом.

Источник:Nature Communications volume 11, Article number: 2659 (2020)